Взаимодействие
классного руководителя с учителями-предметниками.
Воспитание является одним из важнейших
компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основные
задачи воспитания – формирование у обучающихся гражданской ответственности и
правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, толерантности,
способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации.
Для успешного решения этих задач
необходимо активное взаимодействие всех участников образовательного процесса,
дифференциация, интеграция и координация педагогического труда в едином
образовательном пространстве и социокультурной среде.
Воспитательные функции в общеобразовательном учреждении выполняют все
педагогические работники. Однако ключевая роль в решении задач воспитания
принадлежит классному руководителю, который является основным звеном связи
горизонтали "дети – родители – учителя”.
В таком взаимодействии все участники образовательного процесса выступают
как равноправные партнеры, а цель такого взаимодействия – установление
личностного взаимопонимания по определенному кругу задач и проблем.
Проблему взаимодействия классного руководителя с учителями-предметниками
нельзя назвать новой.
Эта проблема актуально, так как все классные руководители являются и
учителями-предметниками, т.е. совмещают две профессиональные роли.
Классный руководитель и
учителя-предметники обеспечивают целостность, целенаправленность
педагогического процесса в классе. В работе с ученическим коллективом и отдельными
учащимися все педагоги решают общие образовательные и воспитательные задачи:
развитие познавательной активности, творческих способностей, самостоятельности,
ответственности и др.
Эффективность этой работы во многом
зависит от согласованности действий педагогов, работающих с учениками
конкретного класса.
Каждый педагог заинтересован в
профессиональном и воспитательном результате, который можно повысить, если
объединить ил скоординировать свои усилия с действиями коллег. Центром этой
координации и организации учебно-воспитательного процесса является классный
руководитель, который во взаимодействии с учителями-предметниками решает
следующие задачи:
- изучение личностных особенностей
педагогов, их возможностей в организации воспитательной работы с детьми;
- изучение особенностей преподавательской
деятельности учителя его контактов, отношений с детьми;
- регулирование отношений между учителями
класса, между учителями и детьми, между педагогами и родителями;
- определение общих целей, организация
совместной деятельности по их достижению;
- педагогически целесообразное
использование возможностей педагогов в организации воспитательной работы с
детьми и родителями.
Классный руководитель организует работу
всех учителей по обоснованию общих целей и задач в работе с ученическим
коллективном и отдельными учащимися, определению путей, основных педагогических
средств, обеспечивающих достижение намеченного, привлекает учителей класса к
внеучебной воспитательной работе, координирует действия педагогов в проведении учебных
занятий, в работе с коллективом и отдельными учащимися.
Основу взаимодействия классного
руководителя и учителей класса составляют:
- взаимная информированность о детях, их
взаимоотношениях, об организации и результатах учебно-воспитательного процесса;
- взаимопомощь, взаимная поддержка в
решении сложных проблем;
- заинтересованность в успешной работе
класса и каждого ученика;
- совместный поиск путей решения
педагогических проблем, совместные усилия, совместная работа по реализации
намеченных задач;
- совместный анализ проведенной работы,
решаемых педагогических проблем, полученных результатов;
- совместное определение перспектив в
работе классным коллективом, отдельными учащимися.
На первый взгляд реализация всех этих
совместных действий может показаться нереальной, однако многое осуществляется
классным руководителем и учителями в повседневном общении и требует наибольших
затрат времени, окупающихся значительным повышением качества педагогической
работы. При этом обе стороны, помогая, друг другу, помогают и себе.
Классный руководитель организует изучение
учащихся их образовательных возможностей, обучаемости, воспитанности. Вместе с
учителями он может составлять и оформлять различные диагностические карты.
Оценка ряда учебных способностей у детей осуществляется родителями, детьми и
учителями. В этом случае важно сопоставить, проанализировать различные данные,
ознакомить педагогов с результатами. С одной стороны, классный руководитель использует
различную информацию, которую получает о детях от учителей, в своей
деятельности, учитывает ее при организации воспитательной работы; с другой –
обогащает представления учителей о ребенке, предлагая им неизвестные данные,
которые могут отрегулировать действия педагога, его методы работы с учеником.
Целесообразно привлечь учителей к отбору
методик для изучения детей и коллектива, эффективности воспитательного
процесса, т.к. учителя могут дополнить их содержания, имея свои проблемы в
работе с классом. Было бы правильным согласовывать с учителями весь процесс
педагогической диагностики, тем более что некоторые вопросы могут и должны
касаться учебного процесса, повышения его эффективности учителями и их
отношений с детьми, преподавания отдельных предметов.
Классный руководитель знакомит учителей с
результатами изучения детей и классного коллектива, привлекая и классный
коллектив, и учителей, работающих в классе, к обсуждению программы
педагогической помощи ребенку и его семье. Он организует совместно с
учителями-предметниками поиск средств, способов, обеспечивающих успешность
ребенка в учебной деятельности, его самореализацию на уроке и во внеурочное
время.
Классный руководитель систематически
информирует учителей о динамике развития ребенка, его трудностях и достижениях,
об изменении ситуации в семье. В случае затруднении, связанных с обучением,
стремится привлечь учителей к обсуждению путей преодоления этих трудностей и
помогает педагогам скорректировать их действия. Необходимо познакомить учителей
с особенностями психического развития детей, имеющих отклонения в развитии, со
специальными способностями педагогического влияния на них.
Классный руководитель регулирует отношение
учителей и родителей ребенка. Он информирует педагогов о состоянии
воспитанника, особенностях семьи, организует встречи родителей с
учителями-предметниками с целью обмена информацией, оказания помощи родителям в
организации домашней работы с учащимися.
Особенно важно привлечь учителей к
планированию воспитательной работы в классе. Классный руководитель на этапе
перспективного планирования, поиска идей и конкретных форм их реализации
предлагает учителям ответить на следующие вопросы.
1. Какие проблемы в классе требуют
первоочередного решения?
2. Какие мероприятия целесообразно
провести с целью решения этих проблем?
3. Какие дела, формы работы могут быть
организованы с вашим участием?
4. Какая внеурочная работа по вашему
предмету может быть проведена с учащимися?
5. Какие проблемы целесообразно обсудить с
родителями детей?
Материалы, полученные в процессе
обсуждения этих вопросов, классный руководитель использует при коллективном
планировании, стремится согласовывать предложения учителей с детскими
интересами, ненавязчиво привлечь внимание учащихся к предложениям педагогов.
Было бы замечательно, если бы учителя класса приняли участие вместе со
школьниками в коллективном планировании.
Когда составлен план работы ученического и
родительского коллективов, классный руководитель предлагает учителям найти
возможности, формы участия, в реализации намеченного, определить дела, которые
будут проводиться с привлечением педагогов класса. Это могут быть
познавательные мероприятия, родительские собрания и лектории.
Классный руководитель изучает стиль,
основные методы и приемы работы своих коллег с учащимися, выявляет успехи,
проблемы, достижения, эффективные способы работы учителей со школьниками и
родителями, организует обмен опытом педагогической работы, поддерживает,
стимулирует стремление учителей оказать педагогическую поддержку ребенку,
установить сотруднические отношения с родителями. В то же время он
заинтересованно принимает предложения учителей, проявление их инициативы,
реагирует на замечания, поставленные проблемы.
Особое внимание необходимо уделить новым
педагогам, которых важно познакомить с особенностями классного коллектива,
отдельных учеников, требованиями, предъявляемыми предыдущим учителем к
педагогам класса.
Какие могут быть формы взаимодействия
классного руководителя и учителей-предметников?
К формам совместной работы могут быть
отнесены различные конкурсы по предметам.
Учитель заинтересован в развитии интереса
к предмету, поднятии его престижа, поэтому проведения мероприятий в интересной
и увлекательной во внеучебное время с участием педагога-предметника будет
способствовать решению образовательных и воспитательных задач. Осуществлял
совместную работу, классный руководитель и учитель должны четко обозначить свои
функции, распределить обязанности, договориться о единых требованиях. Учитель
помогает отобрать содержание материала и определяет роль каждого учащегося в
зависимости от его интереса к предмету и способностей. Классный руководитель
обеспечивает привлечение учащихся к планированию мероприятия, организует
подготовительную работу, совместно с учителем контролирует ход подготовки.
Педагоги помогают каждому найти свое место в коллективной работе.
Классный руководитель привлекает
учителей-предметников к работе с родителями, способствует формированию
уважительных доверительных отношений между ними. Этому могут способствовать
вечера вопросов и ответов, совместное обсуждение проблем класса на родительских
собраниях. Чаще всего учителя приходят на собрание, чтобы высказать свои
требования, познакомить с особенностями программы, предложить возможные способы
оказания помощи детям по изучению предмета. Однако более продуктивным было бы
совместное выявление проблем, трудностей обучения детей и совместный поиск
путей решения этих проблем, преодоления трудностей.
Классный руководитель обеспечивает
взаимодействие родителей и педагогов для решения учебных проблем детей.
Взаимодействие классного руководителя с учителями-предметниками имеет особо
важное значение в определении позиций и требований к конкретным ученикам.
Одной из форм взаимодействия классного
руководителя и учителей-предметников, обеспечивающих единство действий и
способствующих выработке единых подходов к воспитанию ребенка, является
педагогический консилиум. Здесь формируется всесторонний взгляд на ребенка.
Все, кто работает с учеником, получает информацию о его психическом,
физическом, умственном развитии, его индивидуальных способностях, возможностях
и трудностях. Педагоги анализируют результаты наблюдений за учеником,
обмениваются информацией, договариваются о способах решения возникающих проблем
распределяют функции в работе с ребенком.
Полезно организовать посещение учебных
занятий с последующим обсуждением действий учителей по отношению к конкретному
ребенку и способов взаимодействия педагогов с коллективом.
Основной формой работы с
учителями-предметниками являются индивидуальные беседы. Они должны быть
спланированы так, чтобы не упустить важного этапа в организации работы учителя
с ребенком и предупредить возможные трудности и конфликты. Важно проводить
такие беседы как совместные размышления, совместный поиск решения той или иной
проблемы. В ряде случаев бывает необходимо организовать индивидуальную
консультацию учителя со специалистами.
Формы взаимодействия классного
руководителя с учителями могут быть самыми разнообразными. Многое зависит от
личных контактов, заинтересованности в успехе обеих взаимодействующих сторон. |