Мы часто произносим слово
характер и уже привыкли к нему. «Вот это
характер» - говорим мы с восхищением. «Ну и характер!» - произносим, когда
негодуем. Хорошо это или плохо иметь характер?
Каждый, опираясь на свой
опыт, понимает под характером определенное сочетание индивидуальных
особенностей человека. Основными свойствами характера принято считать три
группы качеств, проявляющихся в отношении к деятельности, какому – либо
поручению / трудолюбие, добросовестность, настойчивость, усидчивость,
самостоятельность/; в отношении человека к самому себе /гордость, чувство собственного
достоинства/ и окружающим / заботливость, отзывчивость, доброта, чуткость/.
Названные качества
одинаковы по важности и воспитываются одновременно. Можно воспитать у ребенка
самостоятельность и чувство собственного достоинства, но одновременно и равнодушие.
Такое сочетание качеств довольно распространено. Бывает и так, что ребенок
чуткий и добрый у себя дома с близкими, а в школе он раздрожительны1й, злой,
обидчивый. Наши дети находятся сейчас в таком возрасте, когда проявляется свое
Я очень чрезмерно. И родители с удовольствием аргументируют этим. Конечно,
нельзя скидывать это со счетов, но и все перекладывать на этот период тоже
нельзя. А некоторые родители возражают: « Это такой характер».
Так ли это? Давайте
разберемся сначала с характерами. Что – то в характере врожденное, а что – то
приобретенное, не зависящее от возраста. Врожденными являются четыре свойства
нервной системы ребенка. Первое – сила нервной системы или работоспособность.
Одни дети выносливы, способны к длительному напряжению, а другие – быстро
утомляются. Это можно заметить в игре, при выполнении ребенком задания. Второе
свойство – равновесие, или баланс процессов возбуждения и торможения. У одних
детей может преобладать процесс возбуждения / шумные, непоседливые/, у других –
процесс торможения / спокойные, которых невозможно вывести из себя/. Третья
особенность – подвижность, переключаемость нервных процессов. Один ребенок
легко и быстро переходит от одного вида деятельности к другому, другим
свойственно как бы застревание на каком – то переживании, очень медленное
включение. Четвертая особенность – динамичность нервных процессов, т. е.
способность к возникновению привычных форм поведения и быстрота их изменения.
Характер ребенка не
определен этими природными особенностями нервной деятельности. Различные
сочетания свойств позволяют выделить индивидуальные неодинаковые особенности в
поведении и деятельности ребенка. Эти особенности наиболее ярко проявляются в
раннем возрасте. Вспомните, каков был ваш ребенок, изменился ли он к настоящему
времени. / предлагаются анкеты для заполнения/.
Особенности нервной
деятельности могут и затруднять, и помочь воспитать определенные свойства
характера. Так, у очень чувствительного ребенка труднее воспитать самообладание,
чем у ребенка уравновешенного. У возбудимых детей труднее воспитать
усидчивость, чем у детей медлительных.
Вы можете возразить, что
ваши дети уже выросли, и вы не можете на них повлиять. Но это не так. В связи с
тем, что они психически ослаблены, им как никому другому требуется помощь
взрослого, его совет, поощрение или наоборот. Все наставления и нравоучения
должны проходить в доброй, спокойной обстановке. Ведь не всегда требуются крики и скандалы, порой это только
еще больше отталкивает их от нас и раздражает.
Сейчас каждый родитель
может задать волнующие его вопросы и мы попробуем разобраться почему дома
ребенок тихий и спокойный, а из школы приходит с полным дневником замечаний.
Вопросы для родителей.
1. считаете ли вы своего ребенка очень
подвижным? Был ли он таким в раннем детстве?
2. соблюдает ли ваш ребенок режим? Легко
ли раньше входил в режим?
3. как засыпал ребенок в раннем детстве?
Изменились ли эти особенности сейчас?
4. как реагировал ребенок на новые условия,
незнакомых людей? Как реагирует сейчас?
5. быстро ли ребенок реагирует на
замечания и исправляется?
6. каким вы считаете своего ребенка
/спокойным, мало эмоциональным или очень эмоциональным/? Как он выражает свое
отношение к близким?
7. в каком настроении обычно находится
ваш ребенок?
8. часто ли проявляет радость,
удовольствие?
9. у ребенка появлялись привычные формы
поведения, которые не совсем устраивали вас? Легко ли вам удавалось их изменить?
10. отвлекается ли ребенок, если он
выполняет какое – либо поручение? Легко ли его отвлечь? Что его может отвлечь?
11. какие черты характера вам не нравятся в вашем
ребенке? Что бы вам хотелось изменить в нем? |