Воскресенье
05.05.2024
19:45
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Сайт учителя Екатерины Владимировны Топольян
Главная Регистрация Вход
«ПОСТУПЛЕНИЕ РЕБЕНКА В ШКОЛУ». »
Меню сайта

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 76

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

     Поступление в школу- переломный момент в жизни ребенка. Резко изменяется весь образ его жизни, условия, в которых он действует; он обретает новое положение в обществе; у него складываются совершенно иные взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

     В чем же отличается особенность положения школьника? Прежде всего в том, что главное в его жизни- учеба, деятельность обязательная, общественно значимая. Он отвечает за нее- перед учителем, перед школой, перед семьей. Жизнь вчерашнего малыша подчинена системе строгих, одинаковых для всех правил. И основное правило- запасаться знаниями, которые приобретают и все другие дети.

     А в чем новизна взаимоотношений между учеником и учителем? Учитель не просто взрослый, который вызывает или не вызывает симпатию у ребенка. (такое отношение могли позволить малышу.) Учитель воплощает в себе общественные требования к ребенку. Оценка, которую ученик получает на уроке,- это ведь не выражение личного отношения учителя к ребенку, а некая объективная мера: как много ученик знает, хорошо ли выполняет свои учебные обязанности. Плохую оценку нельзя возместить ни послушанием, ни раскаянием.

        Взаимоотношения в классе между учащимися также существенно отличаются от тех, которые складывались между сверстниками- дошкольниками. В начальной школе определяющими положение ребенка среди товарищей становятся его успехи в учебе. Вместе с тем возникает такое понятие, как общая ответственность, ведь все ученики заняты обязательным делом, и, значит, им приходится отвечать и за себя, и за других.

        Само учение- и по содержанию, и по организации- резко отличается от привычных ребенку- дошкольнику форм деятельности. Усвоение знаний становится основной целью. Оно выступает в чистом виде, его не маскирует, как раньше, скажем, игра.

       Знания, которые получают дети в школе, уже носят систематизированный и последовательный характер. Основная форма организации учебной деятельности- урок, время на нем рассчитано до минуты. На уроке всем детям необходимо следить за указаниями учителя, четко их выполнять, не отвлекаться и не заниматься посторонними делами.

       Все эти особенности условий жизни и деятельности школьника предъявляют высокие требования к разным сторонам его личности, его психическим качествам, знаниям и умениям.

       Своевременная поддержка ребенка- один из важнейших факторов, способных улучшить взаимоотношения между детьми и взрослыми. При недостатке или отсутствии адекватной поддержки ребенок испытывает разочарование и склонен к различным проступкам.

        Правильная поддержка ребенка- это процесс:

·        В котором взрослый сосредотачивается на позитивных сторонах и преимуществах ребенка с целью укрепления самооценки;

·        который помогает ребенку поверить в себя и свои способности;

·        который помогает ребенку избежать ошибок;

·        который поддерживает ребенка при неудачах.

       Для того чтобы научиться поддерживать ребенка, родителям, возможно, придется изменить привычный стиль общения и взаимодействия с ним. Вместо того чтобы обращать внимание прежде всего на ошибки и плохое поведение ребенка, взрослому придется сосредоточиться на позитивной стороне его поступков и поощрении того, что он делает.

       Поддерживать ребенка- значит верить в него. Своим поведением, разговорами родитель сообщает ребенку, что верит в его силы и способности. Ребенок нуждается в поддержке не только тогда, когда ему плохо, но и тогда, когда ему хорошо

       Взрослый, стремящийся поддержать ребенка, рассматривает нетолько события (поступки) в целом, но и старается выделить отдельные, позитивные для ребенка стороны.  Поддержка основана на вере в прирожденную способность личности преодолевать жизненные трудности при поддержке тех, кого она считает значимыми для себя.

       Для того чтобы поддержать ребенка, родители должны сами испытывать уверенность, они не смогут оказывать поддержку ребенку до тех пор, пока не научатся принимать себя и не достигнут самоуважения и уверенности.

       Взрослому необходимо понимать роль психологической поддержки в процессе воспитания и знать, что, оказывая ее, он сам того не ведая, может разочаровать ребенка, сказав ему, например, следующее: « Ты мог бы и не пачкаться!», « Ты мог бы быть и поосторожнее!». Постоянные упреки приводят ребенка к выводу:» Какой смысл стараться? Все равно я ничего не могу. Я никогда не смогу удовлетворить их. Я сдаюсь.»

       Взрослые должны научиться, помогая ребенку, видеть естественное несовершенство человека и иметь с ним дело. Для этого взрослые должны знать, какие силы в школе, семье, в более широком окружении ребенка способны привести к разочарованию. По мнению многих психологов, такими силами являются:

1.     завышенные требования родителей.

2.     соперничество братьев и сестер.

3.     чрезмерные амбиции ребенка.

       Как же правильно поддерживать ребенка? Существуют ложные способы, так называемые «ловушки поддержки.» Так, типичными для родителей способами поддержки ребенка являются гиперопека, создание зависимости ребенка от взрослого, навязывание  нереальных стандартов, стимулирование соперничества со сверстниками. Эти методы приводят только к переживаниям ребенка, мешают нормальному развитию его личности.

       Подлинная поддержка взрослыми ребенка должна основываться на подчеркивании его способностей, возможностей- его положительных сторон. Случается, что поведение ребенка не нравится взрослому. Именно в такие моменты он должен предельно четко показать ребенку, что «хотя я не одобряю твоего поведения, я попрежнему уважаю тебя как личность». Например, если ребенку не удается вести себя так, как хотелось бы родителям, именно родитель должен помочь ребенку понять, почему так происходит. Важно, чтобы ребенок понял, что его неудача может проистекать из- за отсутствия готовности или способности вести себя соответствующим образом. Необходимо показать ребенку, что его неудача ни в коей мере не умаляет его личных достоинств. Важно, чтобы взрослый научился принимать ребенка таким, какой он есть, включая все его достижения и промахи, а в общении с ним учитывать значение таких вещей, как тон, жесты, выражения и т.п.

       Для того чтобы оказать ребенку психологическую поддержку, взрослый должен пользоваться теми словами, которые работают на развитие чувства адекватности ребенка. В течение дня взрослые имеют немало возможностей для создания у ребенка чувства собственной  полезности и адекватности. Один путь состоит в том, чтобы продемонстрировать ребенку ваше удовлетворение от его достижений или усилий. Другой путь- научить ребенка справляться  с различными задачами. Этого можно достичь, создав у ребенка установку: «Ты можешь это сделать».

       Даже если ребенок не вполне успешно справляется с чем- то, взрослый может дать ему понять, что его чувства  по отношению к ребенку не изменились. Полезными могут оказаться следующие высказывания:

·        мне было бы очень приятно наблюдать за происходящим.

·        Даже если что- то произошло не так, как тебе хотелось, для тебя это было хорошим уроком.

Таким образом, взрослый вскоре научится тому, как помочь ребенку достичь уверенности в себе. По выражению одного из родителей, это подобно прививке ребенку от неудачи и несчастья.

       Центральную роль в развитии уверенности ребенка в себе играет, как уже отмечалось, вера родителей и педагогов в ребенка. Родитель должен показать ребенку, что он  является важным членом семьи и значит для нее больше, чем связанные с ним проблемы. Педагог- что ребенок нужный и уважаемый член коллектива, класса.

       Для того чтобы показать веру в ребенка, взрослый должен иметь мужество и желание сделать следующее:

·        Забыть о прошлых неудачах ребенка;

·        Помочь ребенку обрести уверенность в том, что он справится с данной задачей;

·        Позволить ребенку начать с нуля, опираясь на то, что взрослые верят в него, в его способности достичь успеха;

·        Помнить о прошлых удачах и возвращаться к ним, а не к ошибкам.

Очень важно позаботиться о том, чтобы создать  ребенку ситуацию с гарантированным успехом. Возможно, это потребует от взрослого некоторого изменения требований к ребенку, но дело того стоит. Успех порождает успех и усиливает уверенность в своих силах как у ребенка, так и у взрослого.

       Для того, чтобы поддержать ребенка нужно:

1.     опираться на сильные стороны ребенка

2.     избегать подчеркивания промахов ребенка

3.     показывать, что вы удовлетворены ребенком

4.     уметь и хотеть демонстрировать любовь и уважение к ребенку

5.     проводить больше  времени с ребенком

6.     внести юмор во взаимоотношения с ребенком

7.     знать обо всех попытках ребенка справиться с заданием

8.     уметь взаимодействовать с ребенком

9.     позволить ребенку самому решать проблемы там, где это возможно

10.                       проявлять веру в ребенка

11.                       демонстрировать оптимизм

Существуют слова, которые поддерживают ребенка, и лова, которые разрушают веру в себя.

Взрослые часто путают  поддержку с похвалой и наградой. Похвала может быть, а может и не быть поддержкой.

      Поддержка основана на том,чтобы помочь ребенку почувствовать свою нужность. Различие между поддержкой и наградой определяется временем и эффектом. Поддержка в отличии от похвалы может оказываться при любой попытке или небольшом прогрессе.

       Для создания полноценных отношений с ребенком взрослый должен уметь правильно общаться с ним. Если взрослые стремятся к созданию удовлетворяющих их отношений с ребенком, они должны научиться ответственному общению.

       Когда ребенок испытывает негативные чувства по отношению к себе, он становится замкнутым, не желает общаться с другими. Ребенок или взрослый, занятый в первую очередь тем, чтобы защитить собственные чувства, не  способен к эффективному взаимодействию.

Поиск

Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Архив записей

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz