Семейное воспитание /
воспитание детей в семье/ - общее название для процессов взаимодействия
родителей с детьми с целью достижения желаемого уровня развития, обучения и
воспитания детей. Общественное, семейное и школьное виды воспитания
осуществляются в неразрывном единстве. Учитель начальной школы опирается в
воспитании детей на семью, направляет семейное воспитание в гуманистическое
русло. Он хорошо понимает проблемы современной семьи, делает все от него
зависящее, чтобы процессы семейного и школьного воспитания шли согласованно.
Семья для ребенка
является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой. Влияние семьи
особенно значимо в начальный период жизни ребенка и намного превышает все
другие воспитательные воздействия. По данным исследований, семья в этом
опережает школу, и средства массовой информации, влияние улицы, друзей,
литературы и искусства. Это позволило педагогам вывести зависимость: успешность
формирования личности обуславливается, прежде всего, семьей. Чем лучше семья, и
чем лучше влияет она на воспитание, тем выше результаты физического, нравственного,
трудового воспитания личности. За редким исключением постоянно подтверждается
зависимость, какая семья, такой и выросший в ней человек.
Эта зависимость давно
используется учителями. Одному педагогу достаточно посмотреть на ребенка,
пообщаться с ним, чтобы понять, в какой семье он воспитывается. Точно так же не
составляет труда, пообщавшись с
родителями, установить, какие в их семье вырастают дети. Семья и ребенок
– зеркальное отражение друг друга.
То, что дети являются
«зеркальным отражением» своих родителей, подтверждают и многие ученые.
Профессор К. Н. Волков для изучения этой зависимости организовал показательный
эксперимент. Группу 6 -7-летних
дошкольников вместе с их мамами пригласили на собеседование. На полчаса
их оставили в экспериментальной комнате, где они должны были дождаться приема у
психолога. В комнате находилось очень много интересных для детей вещей:
картинок, книг, игрушек. Экспериментатор скрыто наблюдал, как будут вести себя
мамы и дети. Они держались по –разному. Одни начали вместе рассматривать
книжки, обсуждать их, рисовали и играли, т. е. активно взаимодействовали с
этими предметами. Другие только наблюдали, ничего не трогая. Третьи сидели и
ждали, не проявляя никакого интереса к предметам. Последующая проверка
подтвердила: познавательная активность детей полностью отражала поведение их
родителей.
Если семья так сильно
влияет на процессы и результаты становления личности, то, естественно, именно
семье должно уделять первостепенное значение общество и государство в
организации правильного воспитания. Крепкие, здоровые, духовные семьи – оплот
государства.
В современном обществе
все заметнее проявляется кризис семьи. Выражается он в том, что семья все хуже
реализует свою главную функцию – воспитание детей. Причины такого кризиса лишь
отчасти связаны с ухудшением экономической ситуации, а имеют более общий
характер. Легкомысленное отношение к браку и семье, забвение традиций,
нравственных принципов, цинизм и пьянство, отсутствие самодисциплины и
распущенность, высокий процент разводов самым пагубным образом отражаются на
воспитании детей.
Что может взять ребенок в
полуразрушенной семье? Давно и хорошо известно, что именно в семье и через
семью формируется его первичные представления, ценностные ориентации и
социальные установки. Семья стоит у колыбели формирования личности в самом
прямом смысле, закладывает основы отношений между людьми, формирует ориентации
на трудовую и социальную жизнь человека. В зрелом возрасте многие качества,
которые естественно и просто формируются в полноценной семье остаются
неразвитыми.
Наше общество столкнулось с проблемой детской
беспризорности. Некоторая часть детей лишена семейного уюта. Заботу о них
вынуждено брать на себя государство, создавая сеть общественных учебно –
воспитательных учреждений, количество которых постоянно увеличивается. Детские
приюты, дома ребенка, школы – интернаты, спецгруппы и спецучреждения заменяют
многим детям родительский кров.
Подытоживая
воспитательные функции семьи, стоит отметить:
-
Влияние
семьи на ребенка сильнее всех других воспитательных воздействий. С возрастом
оно ослабевает, но никогда не утрачивается полностью;
-
В
семье формируются те качества, которые нигде, кроме как в семье сформированы
быть не могут;
-
Семья
осуществляет социализацию личности, является концентрированным выражением ее
усилий по физическому, моральному и трудовому воспитанию.
-
Семья
обеспечивает преемственность традиций;
-
Важнейшей
социальной функцией семьи является воспитание гражданина, патриота, будущего
семьянина;
-
Семья
оказывает существенное влияние на выбор профессии. |