Составной частью процесса
социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями является
образование. Оно призвано обеспечить им доступ к знаниям, культурно –
историческому наследию, подготовить их к профессиональной деятельности, сделать
взаимоотношения с окружающими людьми более доступными и цивилизованными.
Вопрос о школьном
образовании инвалидов – один из наиболее важных и наиболее полно
рассматриваемых. Если система общеобразовательного школьного образования не
удовлетворяет потребности всех инвалидов, организуется специальное обучение. Но
при этом оно должно быть направлено на подготовку учащихся в системе школьного
образования. Качество такого обучения должно отвечать тем же стандартам и
целям, что и обучение в системе общего образования, и должно быть тесно связано
с ним. Такой подход необходим для того, чтобы инвалиды имели равные возможности
со здоровыми людьми не только в получении образования, но и в дальнейшем
трудоустройстве.
Первейшая задача
коллектива специализированного учреждения – изучение каждого вновь прибывшего
ребенка с помощью психодиагностических и
других средств и разработка на основе полученных данных индивидуальной
программы его реабилитации. Такой подход необходим для того, чтобы обеспечить
целостное воздействие на личность ребенка с учетом его потенциальных
возможностей и индивидуальных особенностей.
В процессе социальной
реабилитации следует постоянно заботиться о снижении эмоционально –
психологического напряжения, вызванного дефектом и его последствиями.
Реабилитировать ребенка – значит снять у него страх общения со сверстниками и
взрослыми, укрепить его способность к произвольным действиям и волевым усилиям,
придать ему уверенность в своих силах и возможностях в учении, игровой
деятельности, труде. В ходе реабилитации нужно добиваться, чтобы ребенок
постоянно следовал внутреннему правилу: «если я захочу, то смогу»
Учитывая, что семья для
ребенка изначально является важнейшим фактором психического благополучия и
развития, важнейшая задача специализированного учреждения состоит в том, чтобы
по мере возможности приблизить условия жизни детей к домашним. Для этого важно
заботиться о воссоздании функций, которые выполняет семья. Развивать у ребенка
чувство собственной ценности и достоинства, удовлетворение потребности в
персонифицированной любви и др.
Создать для детей такие
условия возможно в том случае, если в группы при их формировании включать
небольшое число детей. При соблюдении этих условий ребенок имеет возможность
общаться со взрослыми, чувствовать себя в большей степени психологически
защищенным.
Процесс социальной
реабилитации должен опираться на позитивные возможности ребенка и не выходить
за пределы доступных ему трудностей. Коррекционные занятия должны быть
направлены на развитие у детей познавательной сферы, а также на формирование
навыков социального поведения. Наибольший эффект такие занятия дают, если они
проводятся в естественных условиях: в лесу, в парке, на улице и т. д. Важнейшим
условием успешной социально – реабилитационной работы является вовлечение детей
в посильный труд.
Специализированные
учреждения для детей с ограниченными возможностями имеют специфическое
назначение. Чтобы пребывание ребенка в
нем принесло ощутимую пользу, необходимо создать в нем весь комплекс условий, обеспечивающих полную
социальную реабилитацию, быт, возможность получения образования, приобщения к
труду, психологическую помощь. Особенности детского специализированного
учреждения требуют от коллектива гибкого, не стандартного подхода, соблюдение
принципов, ориентированных на интересы и потребности детей.
Получение образования для
инвалидов – решающее условие подготовки их к социально – экономической жизни. Создание
реальных возможностей полноценного развития, достойного существования,
получения образования на всех этапах и включение их в различные виды
профессиональной деятельности. |