Воскресенье
05.05.2024
16:18
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Сайт учителя Екатерины Владимировны Топольян
Главная Регистрация Вход
« «Люблю» и «требую» стоят рядом» »
Меню сайта

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 76

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

"Человека нужно не лепить, а ковать – создать такую цепь упражнений, цепь трудностей, которые надо преодолевать и благодаря которым выходит хороший человек".

                                                                                                          (А.С.Макаренко)

Слова эти таят глубокий смысл. "Не лепить", т.е. не пускать дело воспитания на самотёк, не воспитывать налётами от случая к случаю (пришёл домой папа пьяный начал воспитывать, повоспитал и до следующей пьянки). А заниматься этим постоянно, изо дня в день, до того времени, когда вы сможете с облегчением вздохнуть и сказать, что вы достигли желаемого результата.

Как же ускорить приближение желаемого результата?

Самое эффективное лекарство не окажет на организм желанного воздействия, если им пользоваться неумеючи, игнорировать показания к применению, дозы, не учитывать возможные побочные явления. Больше того неправильное  применение может усугубить болезнь.

Методы воспитания тоже воздействуют на человека. И пренебрежительное отношение к ним пагубно скажется на результатах воспитания.

Учёные-педагоги очень кратко сформулировали основные советы о применении методов воспитания. Советы следующие:

1.     Использовать методы исходя из общей цели или конкретных задач комплексного воспитания нашей морали.

2.     Не злоупотреблять одним методом.

3.     Учитывать психологическое воздействие каждого воспитательного средства, т.е. предусматривать при каких условиях и какие качества данное средство может воспитать.

4.     Применять тот или иной метод, те или иные приёмы только тогда, когда есть уверенность, что они дадут ожидаемый результат.

5.     Выбирать метод воздействия исходя не из поступка ребёнка, а из мотива, который явился побудительной причиной.

6.     При выборе методов, приёмов воздействия принимать во внимание возрастные и индивидуально-психологические особенности детей.

Сегодня поведём речь о том, умеем ли мы поощрять и наказывать своих детей.

Многим из вас дело это кажется совсем простым и чаще мы в зависимости от ситуаций: приласкаем, поцелуем, сделаем подарок, отшлёпаем.

Однако надо помнить, что и то и другое – это педагогический приём.

Оценивая поведение детей, выбирая меру поощрения за хороший поступок, надо обязательно учитывать мотивы, побудившие ребёнка совершить то, или иное действие.

(Пример о двух дочерях. Одна старшая, другая младшая. Но обе ученицы. Болела мама. Ушла в больницу. Младшая сестра захотела сделать маме приятно и решила вымыть окна. А когда развезла грязь -  поняла, что не справится ей одной и попросила старшую сестру помочь ей. Старшая сестра согласилась, только в том случае помочь, если младшая выпросит у мамы деньги ей на кино. Окна были вымыты. Пришла мама – видит одно окно чисто вымыто, другое похуже. Она всё поняла, поняла и чья была инициатива. Она похвалила и младшую дочь, и приласкала её, хотя её окошко оказалось грязным. А старшей ничего не сказала, а когда младшая сказала маме о деньгах для старшей сестры, мама выложила деньги и сказала старшей дочери – бери. Та вспыхнула, деньги не взяла и в кино не пошла, поняла, что была не права.)

Очень важно заострять внимание детей именно на то обстоятельство, что выполнение определённого задания, правило не должно носить корыстный характер. И если мы (как часто бывает) одариваем своего ребёнка после подобных заявлений, то тем самым помогаем воспитывать в ребёнке корыстолюбие.

Особого поощрения заслуживают те действия, которые требуют от человека умения пренебречь своими интересами ради близкого, товарища или полезного дела, которые требуют высокого нравственного сознания, особых волевых физических усилий. (Например: собрались девочки в кино, но заболел брат и надо сходить срочно за лекарством). Если она сумела подавить в себе желание сходить в кино, и поняла необходимость второго – это заслуживает поощрения.

Есть и ещё одна важная сторона в проблеме поощрения. Надо учитывать возраст, характер (особенности), темперамент. Есть дети так называемые сангвиники и холерики. Они очень бурно выражают своё чувство: и радость, и горе. Чрезмерное поощрение выбивает его из колеи, и наказание тоже самое.

Есть у меня такой ученик. Если похвалишь его, он будет ходить под впечатлением этого целую неделю, не замечая ничего вокруг себя. Он очень бурно воспринимает и наказание.

К таким детям надо относиться ровно и спокойно, не перехвалить, но вместе с тем быть к ним  и требовательными.

Малышей мы чаще поощряем одобрением, чем средних и старших школьников. Это от того, что в 7-10 лет не все дети знают, что хорошо, а что плохо. Одобрение помогает им разобраться в этих важных для него вопросах.

Но не на пользу идут детям незаслуженное одобрение, похвала, награды. Они обесцениваются, т.к. достаются легко без особых усилий. Дети иногда спрашивают, почему за одинаковую работу стоят разные оценки разным ученикам. Например одинаково прочитали Лебедева Таня и Брюнина Лена. Тане я ставлю "4", а Лене "3". Потому, что знаю, что Тане очень тяжело досталась эта "4", она много трудилась чтобы её получить, а как она начинала с большим трудом. А Лена ленится, ей чтение не трудно даётся, но она не всегда добросовестно готовится.

Если поощрение не сочетается с разумной требовательностью, оно потеряет силу воздействия на человека.

Например: ежедневно спрашиваю по чтению Грачёва Диму и Телегина Андрея (они не уложились в норму, когда была проверка чтения). Вижу, что Дима читает лучше, пока на твёрдую "4", но ставлю все-таки "4". Сегодня заметила, что он прочитал несколько хуже, чем вчера. Сказала ему: ставлю "четвёрки за старание", но если в ближайшее время я не увижу сдвигов в чтении, я уже не смогу тебе поставить "4".

Теперь о наказании.

Наказание – дело сложное. Поскольку это положение существует, то нужно много и серьёзно подумать о правильном использовании форм наказания. Чтобы умело использовать приём наказания, необходимо на весы родительского правосудия положить не сам поступок, не само нарушение, а всё, что имеет отношение к нему.

Во-первых, это мотивы, причины, которые побудили совершить проступок.

Например:  1) Ребята играли и разбили стекло (это случайно).

2) Окно разбито с целью отомстить.

Понятно, оба случая требуют разной реакции взрослых. В 1 случае – это случайно. Надо показать ребёнку, что хорошего мало, окно чужое, почему кто-то должен страдать от него, впредь надо быть осторожным.

А во втором  случае камень брошен специально: растёт в семье нехороший человек.

Очень важно помочь ребёнку разобраться, искренне понять, дать прочувствовать нелёгкость своего поступка. Дать почувствовать ему недовольство им членов коллектива, родителей. Ощутить самому недовольство собой.

Вот почему наказание – это и есть создание такой атмосферы, ситуации, когда ребёнок ощутит свой промах, своё несовершенство.

Наказание – это вздох, укоризненный взгляд, просто нахмуренные брови, удивлённый настороженный взгляд.

Наказание – это когда по вине ребёнка (он должен ощутить) вынуждены сидеть с ним дома вместо того, чтобы выйти в кино, гости и т.д.

Ну а физическое наказание чаще всего вызывает протест, негодование, возмущение.

Есть у меня ученик (злой, всё воспринимает в штыки). В чём же дело? Оказывается в семье злоупотребляют этим наказанием. Когда же этого ребёнка поощрила заслуженно конечно, на лице его появилась улыбка. Он в следующий раз старается сделать хорошо, хотя не всегда получается (т.к. "дома он никого не слушает, никого не признаёт, пока ему не врежешь", - так сказал дедушка). Много придётся поработать с этим учеником.

И закончить хочется словами Горького: "Любить детей и курица умеет. А вот уметь воспитать их – это великое человеческое дело, требующее таланта и широкого знания жизни".

Поиск

Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Архив записей

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz