Воскресенье
19.05.2024
02:02
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Сайт учителя Екатерины Владимировны Топольян
Главная Регистрация Вход
Каталог статей »
Меню сайта

Категории раздела
Мои статьи [5]

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 76

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » Статьи » Мои статьи

Доклад

Воспитательная система - есть целостный социальный организм, возникающий в процессе взаимодействия основных компонентов воспитания и обладающий такими интегративными характеристиками, как образ жизни коллектива, его психологический климат. Воспитательная система работы с детьми с ОВЗ строится на основе анализа и направлена на развития коммуникативных способностей ребенка, гражданско-патриотическое, духовно-нравственное, экологическое воспитание, а так же  внедрение современных педагогических технологий в воспитательный процесс. Ведущей концептуальной педагогической идеей в реализации, которой выстраивается система воспитательной работы с детьми с ОВЗ, является "Личностно-ориентированное воспитание, направленное на раскрытие, развитие и реализацию интеллектуально-духовных свойств личности учащихся". Таким образом, организованное взаимодействие детей с ограниченными возможностями здоровья и взрослых, становится первостепенным приоритетом педагогической деятельности классного руководителя коррекционной школы 8 вида и, определяет следующие  направления воспитательной деятельности:

·        Гражданско-патриотическое воспитание.

·        Формирование нравственных основ личности и духовной культуры;

·        Формирование стремления к здоровому образу жизни и активизация школьников в спортивно-оздоровительных и профилактических мероприятиях;

·        Профилактическая работа с учащимися группы риска, работа по охране детства, опекаемыми и другими социально незащищенными категориями детей;

·        Развитие новых подходов к вовлечению родителей в процесс воспитания и образования детей;

·        Взаимодействие школы и социума.

 Целью системы воспитательной работы является социальная адаптация обучающихся с ОВЗ, их приспособление к самостоятельной жизни. Чтобы процесс воспитания проходил успешно, для учащихся с ОВЗ  необходимо создавать такую атмосферу, в которой им будет комфортно и уютно.

Воспитательная работа строится с позиций личностного развития учащихся и на основе системного подхода. Данный подход, на сегодняшний день, является актуальным и перспективным.

Мероприятия планируются  по следующим  направлениям развития личности:

·        в помощь учебе

·        гражданско-патриотическое и нравственное воспитание

·        спортивно-оздоровительное воспитание

·        трудовое воспитание

·        художественно эстетическое воспитание

·        профилактическая деятельность по безопасности учащихся

·        работа с детьми «группы риска»

Воспитательная работа по вышеперечисленным направлениям осуществляется через создание программ, таких как "Семья и школа", "Я Гражданин", в рамках которых разрабатываются и реализуются проекты "Мир прекрасного", "Доброе сердце", "Зеленый мир", "Делу время", "Сохраним школу " и т.д.

В реализации проектов опора  происходит  на деятельность детских школьных объединений, школьные мастерские.

Отбор видов деятельности, средствами которых обеспечивается реализация поставленных целей, зависит от возраста и интересов учащихся с ОВЗ, от традиций школы и окружающего социума. По данным направлениям воспитательной работы разработано достаточно большое количество мероприятий.

Планируя содержание воспитательной работы с детьми с ОВЗ, в своей деятельности  классный руководитель руководствуется  пониманием задач, стоящих перед специальной коррекционной школой VIII вида.

Задачи решаются следующим  способами:

·        Моделирование жизненных ситуаций в социуме;

·        Создание банка данных (коллективные дела);

·        Выполнение общественно-значимых дел;

·        Установление связи с внешней средой

 Годовое планирование воспитательной работы с учащимися с ОВЗ отражает основные направления и формы воспитательной работы, актуальные педагогические проблемы, пути совершенствования методов воспитания учащихся. План воспитательной работы с детьми с ОВЗ объективен, реален и выполним, создаёт базу для роста творческой активности детей. Деятельность направлена на сплочение детского коллектива, организацию жизни и быта школьников, воспитание сознательной дисциплины и заботу об активном досуге и отдыхе учащихся.

Контингент учащихся специальной коррекционной школы 8 вида имеет негативный социальный опыт, они отличаются от сверстников ослабленным физическим и психическим здоровьем. Характерным результатом негативных влияний выступает высокий уровень социальной дезадаптации детей с ограниченными возможностями здоровья, низкий потенциал их жизненной самореализации.

Учитывая это, необходимо создавать специально организованную среду, способствующую формированию у детей социально значимых личностных качеств и ценностных ориентаций.

   Правильно построить воспитательный процесс в специальной коррекционной школе VIII вида непросто. Воспитательный процесс должен осуществляться в двух взаимосвязанных аспектах:

-    разностороннее развитие личности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;

- коррекция, исправление недостатков умственного и физического недоразвития.

   В общеобразовательной школе очень актуален тезис «саморазвития» личности, самопознания и т.п., когда речь идет о воспитании ребенка с ограниченными возможностями здоровья этот тезис несколько модифицируется, т.к. невозможно требовать от ребенка с ограниченными возможностями здоровья адекватного «саморазвития». Но и сводить процесс воспитания к усвоению готовых форм поведения и их отработки, методике многократных повторений тоже недопустимо. Необходима профессиональная ориентировка. Работая с данными детьми, классный руководитель руководствуется:

·        Мотивами  и ведущим видом деятельности каждой возрастной группы

·        Учитывает особенности характера и недостатки ребенка

·        Изучает структуру дефекта, механизмы его возникновения, влияющие    на формирование личности

·        Постоянно наблюдает, отслеживает динамику, изменение, устранение или нейтрализацию его недостатков, возможностей и способностей.

Функции классного руководителя в работе с детьми с ОВЗ направлены на:

• Организационно-координирующую деятельность:

- установление связи общеобразовательного учреждения с семьей;

- взаимодействие с учителями-предметниками, работающими в классе, другими специалистами общеобразовательного учреждения;

 - учет и стимулирование разнообразной деятельности обучающихся, в том числе в системе дополнительного образования детей;

- индивидуальное, воздействие и взаимодействие с каждым обучающимся и коллективом класса в целом как субъектами этой деятельности;

• Коммуникативную деятельность:

- регулирование межличностных отношений между обучающимися;

- установление субъект-субъектных отношений между учителем и обучающимся;

- содействие общему благоприятному психологическому климату в коллективе;

- оказание помощи обучающимся в формировании коммуникативных качеств.

• Аналитико-прогностическую деятельность:

- изучение индивидуальных особенностей обучающихся и динамики их развития;

- определение состояния и перспектив развития классного коллектива.

В соответствии со своими функциями классный руководитель СКШ 8 вида отбирает формы работы с обучающимися с ОВЗ:

·        индивидуальные (беседа, консультация, обмен мнениями, выполнение совместного поручения, оказание индивидуальной помощи, совместный поиск решения проблемы и др.);

·        групповые (советы дел, творческие группы и др.);

·        коллективные (коллективные дела, конкурсы, спектакли, концерты, походы, слеты, соревнования и др.).

Особое место занимает классный час - форма организации процесса непосредственного общения педагога и воспитанников с ОВЗ, в ходе которого могут подниматься и решаться важные моральные, нравственные и этические проблемы.

Классный руководитель, осуществляя воспитательную работу детей с ОВЗ, выполняет:

- коррекционно-развивающую работу с обучающимися класса;

 -индивидуальную работу с «трудными» обучающимися, относящимися к группе риска; работу по подготовке и проведению культурно-воспитательных мероприятий силами обучающихся класса;

 - просветительскую работу для родителей (законных представителей ). Принимает родителей (законных представителей) по вопросам организации воспитательного процесса;

В рамках реализации работы с семьей, воспитывающей ребенка с ОВЗ, классный руководитель организует практикумы, тренинги по общению с детьми, развитию коммуникативных навыков, оказывают помощь семье и преодолении вредных привычек, тяги к бродяжничеству, обследует социально-бытовые условия.

  Эффективность воспитательного процесса зависит от того, в какой среде он протекает, каково отношение окружающих к дефекту.

Для педагогически грамотного, успешного и эффективного воспитания детей с ОВЗ необходимо хорошо знать психолого-педагогические основы работы с детьми конкретного возраста, быть информированным о новейших тенденциях, способах и формах воспитательной деятельности, владеть современными технологиями воспитания. На основе результатов диагностических исследований, проведенным психологом школы или лично классным руководителем, создавать программу педагогической коррекции, включающую в себя:

- создание ситуации успеха;

- пропедевтическую работу по ликвидации пробелов в поведении, обучении;

 - привлечение ребенка к коллективной деятельности;

- помощь в реализации социальных потребностей;

- организацию профориентационной работы с учетом интересов учащихся.

«Дело воспитания ребенка есть дело величайшей сложности и трудности.

Воспитывает не учитель, а все общество в целом, вся атмосфера и вся обстановка нашей культуры и быта, вся живая повседневность, в которой нет мелочей.

Каждый наш поступок, который видят или слышат дети, каждое наше слово, интонация, в которой оно произносится, является капельками, падающими в тот поток, который мы называем жизнью ребенка, формированием личности».   В.П. Кащенко

Категория: Мои статьи | Добавил: учитель (13.03.2013)
Просмотров: 510 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz