Воспитательная система - есть
целостный социальный организм, возникающий в процессе взаимодействия основных
компонентов воспитания и обладающий такими интегративными характеристиками, как
образ жизни коллектива, его психологический климат. Воспитательная система
работы с детьми с ОВЗ строится на основе анализа и направлена на
развития коммуникативных способностей ребенка,
гражданско-патриотическое, духовно-нравственное, экологическое воспитание, а так
же внедрение современных педагогических
технологий в воспитательный процесс. Ведущей концептуальной педагогической
идеей в реализации, которой выстраивается система воспитательной работы с
детьми с ОВЗ, является "Личностно-ориентированное воспитание, направленное
на раскрытие, развитие и реализацию интеллектуально-духовных свойств личности
учащихся". Таким образом, организованное взаимодействие детей с
ограниченными возможностями здоровья и взрослых, становится первостепенным
приоритетом педагогической деятельности классного руководителя коррекционной
школы 8 вида и, определяет следующие направления воспитательной
деятельности:
·
Гражданско-патриотическое воспитание.
·
Формирование нравственных основ личности и
духовной культуры;
·
Формирование стремления к здоровому образу жизни
и активизация школьников в спортивно-оздоровительных и профилактических
мероприятиях;
·
Профилактическая работа с учащимися группы
риска, работа по охране детства, опекаемыми и другими социально незащищенными
категориями детей;
·
Развитие новых подходов к вовлечению родителей в
процесс воспитания и образования детей;
·
Взаимодействие школы и социума.
Целью системы воспитательной работы является
социальная адаптация обучающихся с ОВЗ, их приспособление к самостоятельной
жизни. Чтобы процесс воспитания проходил успешно, для учащихся с ОВЗ необходимо создавать такую атмосферу, в
которой им будет комфортно и уютно.
Воспитательная работа строится с
позиций личностного развития учащихся и на основе системного подхода. Данный
подход, на сегодняшний день, является актуальным и перспективным.
Мероприятия планируются по следующим
направлениям развития личности:
·
в помощь учебе
·
гражданско-патриотическое и нравственное
воспитание
·
спортивно-оздоровительное воспитание
·
трудовое воспитание
·
художественно эстетическое воспитание
·
профилактическая деятельность по безопасности
учащихся
·
работа с детьми «группы риска»
Воспитательная работа по вышеперечисленным
направлениям осуществляется через создание программ, таких как "Семья и
школа", "Я Гражданин", в рамках которых разрабатываются и
реализуются проекты "Мир прекрасного", "Доброе сердце",
"Зеленый мир", "Делу время", "Сохраним школу " и
т.д.
В реализации проектов опора происходит
на деятельность детских школьных объединений, школьные мастерские.
Отбор видов деятельности,
средствами которых обеспечивается реализация поставленных целей, зависит от
возраста и интересов учащихся с ОВЗ, от традиций школы и окружающего социума.
По данным направлениям воспитательной работы разработано достаточно большое
количество мероприятий.
Планируя содержание воспитательной
работы с детьми с ОВЗ, в своей деятельности
классный руководитель руководствуется
пониманием задач, стоящих перед специальной коррекционной школой VIII вида.
Задачи решаются следующим
способами:
·
Моделирование жизненных ситуаций в социуме;
·
Создание банка данных (коллективные дела);
·
Выполнение общественно-значимых дел;
·
Установление связи с внешней средой
Годовое планирование воспитательной работы с
учащимися с ОВЗ отражает основные направления и формы воспитательной работы,
актуальные педагогические проблемы, пути совершенствования методов воспитания
учащихся. План воспитательной работы с детьми с ОВЗ объективен, реален и
выполним, создаёт базу для роста творческой активности детей. Деятельность
направлена на сплочение детского коллектива, организацию жизни и быта
школьников, воспитание сознательной дисциплины и заботу об активном досуге и
отдыхе учащихся.
Контингент учащихся специальной
коррекционной школы 8 вида имеет негативный социальный опыт, они отличаются от
сверстников ослабленным физическим и психическим здоровьем. Характерным
результатом негативных влияний выступает высокий уровень социальной
дезадаптации детей с ограниченными возможностями здоровья, низкий потенциал их
жизненной самореализации.
Учитывая это, необходимо создавать
специально организованную среду, способствующую формированию у детей социально
значимых личностных качеств и ценностных ориентаций.
Правильно построить воспитательный
процесс в специальной коррекционной школе VIII вида непросто. Воспитательный
процесс должен осуществляться в двух взаимосвязанных аспектах:
- разностороннее развитие
личности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
- коррекция, исправление недостатков умственного и
физического недоразвития.
В общеобразовательной школе очень
актуален тезис «саморазвития» личности, самопознания и т.п., когда речь идет о
воспитании ребенка с ограниченными возможностями здоровья этот тезис несколько
модифицируется, т.к. невозможно требовать от ребенка с ограниченными
возможностями здоровья адекватного «саморазвития». Но и сводить процесс
воспитания к усвоению готовых форм поведения и их отработки, методике
многократных повторений тоже недопустимо. Необходима профессиональная
ориентировка. Работая с данными детьми, классный руководитель руководствуется:
·
Мотивами и ведущим видом деятельности
каждой возрастной группы
·
Учитывает особенности характера и недостатки
ребенка
·
Изучает структуру дефекта, механизмы его
возникновения, влияющие на
формирование личности
·
Постоянно наблюдает, отслеживает динамику,
изменение, устранение или нейтрализацию его недостатков, возможностей и
способностей.
Функции классного руководителя в работе с детьми с
ОВЗ направлены на:
• Организационно-координирующую деятельность:
- установление связи общеобразовательного учреждения
с семьей;
- взаимодействие с учителями-предметниками,
работающими в классе, другими специалистами общеобразовательного учреждения;
- учет и
стимулирование разнообразной деятельности обучающихся, в том числе в системе
дополнительного образования детей;
- индивидуальное, воздействие и взаимодействие с
каждым обучающимся и коллективом класса в целом как субъектами этой
деятельности;
• Коммуникативную деятельность:
- регулирование межличностных отношений между
обучающимися;
- установление субъект-субъектных отношений между учителем
и обучающимся;
- содействие общему благоприятному психологическому
климату в коллективе;
- оказание помощи обучающимся в формировании
коммуникативных качеств.
• Аналитико-прогностическую деятельность:
- изучение индивидуальных особенностей обучающихся и
динамики их развития;
- определение состояния и перспектив развития
классного коллектива.
В соответствии со своими функциями классный
руководитель СКШ 8 вида отбирает формы работы с обучающимися с ОВЗ:
·
индивидуальные (беседа, консультация, обмен
мнениями, выполнение совместного поручения, оказание индивидуальной помощи,
совместный поиск решения проблемы и др.);
·
групповые (советы дел, творческие группы и др.);
·
коллективные (коллективные дела, конкурсы,
спектакли, концерты, походы, слеты, соревнования и др.).
Особое место занимает классный час - форма
организации процесса непосредственного общения педагога и воспитанников с ОВЗ,
в ходе которого могут подниматься и решаться важные моральные, нравственные и
этические проблемы.
Классный руководитель, осуществляя воспитательную
работу детей с ОВЗ, выполняет:
- коррекционно-развивающую работу с обучающимися
класса;
-индивидуальную работу с «трудными»
обучающимися, относящимися к группе риска; работу по подготовке и проведению
культурно-воспитательных мероприятий силами обучающихся класса;
-
просветительскую работу для родителей (законных представителей ). Принимает
родителей (законных представителей) по вопросам организации воспитательного
процесса;
В рамках реализации работы с семьей, воспитывающей ребенка
с ОВЗ, классный руководитель организует практикумы, тренинги по общению с
детьми, развитию коммуникативных навыков, оказывают помощь семье и преодолении
вредных привычек, тяги к бродяжничеству, обследует социально-бытовые условия.
Эффективность воспитательного процесса
зависит от того, в какой среде он протекает, каково отношение окружающих к
дефекту.
Для педагогически грамотного, успешного и
эффективного воспитания детей с ОВЗ необходимо хорошо знать
психолого-педагогические основы работы с детьми конкретного возраста, быть
информированным о новейших тенденциях, способах и формах воспитательной
деятельности, владеть современными технологиями воспитания. На основе
результатов диагностических исследований, проведенным психологом школы или
лично классным руководителем, создавать программу педагогической коррекции,
включающую в себя:
- создание ситуации успеха;
- пропедевтическую работу по ликвидации пробелов в
поведении, обучении;
- привлечение
ребенка к коллективной деятельности;
- помощь в реализации социальных потребностей;
- организацию профориентационной работы с учетом
интересов учащихся.
«Дело воспитания ребенка есть дело величайшей
сложности и трудности.
Воспитывает не учитель, а все общество в целом, вся
атмосфера и вся обстановка нашей культуры и быта, вся живая повседневность, в
которой нет мелочей.
Каждый наш поступок, который видят или слышат дети,
каждое наше слово, интонация, в которой оно произносится, является капельками,
падающими в тот поток, который мы называем жизнью ребенка, формированием
личности». В.П. Кащенко |