Воскресенье
19.05.2024
00:14
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Сайт учителя Екатерины Владимировны Топольян
Главная Регистрация Вход
Каталог статей »
Меню сайта

Категории раздела
Мои статьи [5]

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 76

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » Статьи » Мои статьи

Доклад

Муниципальное  специальное ( коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида г. Серпухова

 

 

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ

 

 

ТЕМА ВЫСТУПЛЕНИЯ: «Использование урока и потенциальных возможностей учащихся для реабилитационных процессов».

 

 

 

Учитель: Топольян Е. В.

учитель начальных классов

МСКОУ СКОШ VIII  вида

г. Серпухова.

 

 

 

 

 

 

 

 

2011-2012 уч. год

Современная коррекционная школа не только учит детей, но и создает пространство для их полноценного взросления, является средой становления успешных, счастливых и здоровых людей. Это  возможно  только в атмосфере душевного комфорта и благоприятного социально-психологического климата на уроках, поддерживающих и даже инициирующих процессы развития личности и ее психологические потенциалы.

Строя свою работу я учитываю врождённые черты каждого из учащихся в классе, их возрастные, индивидуальные особенности, стараюсь укреплять их физическое и психическое здоровье.

Любая работа должна непременно проводится в системе. Постоянное самообразование и повышение своего мастерства – неотъемлемая часть моей работы. Изучение новых методик, методических приемов, разработка новых форм работы на уроке, использование интересного дидактического материала и применение всего этого на практике помогает мне сделать учебный процесс более интересным и продуктивным. Ведь как писал К.Д. Ушинский "Учитель живет до тех пор, пока учиться; как только он перестает учиться, в нем умирает учитель".

Уже на протяжении нескольких столетий урок является основной формой обучения

Что такое современный урок? Каким должен быть современный урок? Прежде всего, урок должен научить ребенка учиться, научить общаться, помочь реабилитироваться. Для этого ученик на уроке должен быть полноправным действующим лицом. Повышение эффективности каждого урока – залог повышения качества обучения и воспитания, раскрытия потенциальных возможностей.

Современный урок – это хороший урок, на котором царит деловая творческая обстановка, где ребята охотно вступают в диалог с учителем и друг с другом. Это урок, насыщенный многообразием учебных ситуаций, каждая из которых вызывает у учащихся вопросы и удивление. Это урок, на котором ученика не унижают за то, что он чего-то не знает, не понимает, не умеет, а поправляют и учат.

Формулируя образовательные задачи, всегда помню о том, чему нужно учить на уроке и что для этого необходимо сделать. Во-первых – это «рассказать о…», «познакомить с…», «дать понятие о….». Во-вторых – «учить решать…», «учить писать…», «учить вычислять, измерять, изготавливать, пользоваться, составлять…» и т.п. С одной стороны, в образовательные задачи закладываю и в последствии реализую на уроке теоретические знания, с другой – практические умения. Ведь самое главное – это чему ребенок научиться на уроке.

Например: закрепляя знания учащихся о словах, которые пишутся с большой буквы; отрабатываю навык правописания слов с большой буквы.

Или выявляю представления детей об основных цветах и закрепляю имеющиеся у них знания.

Очень важно определиться, с помощью каких методов предстоит решить поставленные задачи.

Использовать один метод изолированно невозможно; как правило, при работе комбинирую несколько методов, и использую их одновременно.

Например, практический метод – упражнение. Использую прием записи условия в виде схемы, а результат проверяю с помощью сигнальных карточек.

Наличие того или иного этапа зависит от типа урока. Считаю, что каждый этап должен быть интересным и продуктивным. Для этого использую разнообразные методические приемы, постоянно изменяю формы и виды деятельности.

Что касается устного счета, словарной работы, речевой разминки, пальчиковой или артикуляционной гимнастики, то это не является отдельным этапом урока, это его часть

Очень многое на уроке зависит от умения правильно задавать вопрос учащемуся. Вопросы должны заставлять думать и будить мысль. Необходимо помнить, что каков вопрос, таков и ответ. Вопросы очень тщательно продумываю, пытаюсь сначала сама ответить на вопрос, предположить, как ответят дети.

Урок в школе VIII вида требует особых навыков и подхода. Прежде всего, необходимо помнить, что урок для особенных детей и обычные педагогические технологии могут оказаться бездейственными.

Урок в школе VIII вида – это урок с использованием специальных коррекционных воспитательных и образовательных методов с целью обучения детей с проблемами умственного развития.

На своих уроках осуществляю инновационные процессы:

·        информационные технологии

·        здоровьесберегающие технологии

·        Дифференцированное обучение

Основными целями использования информационных технологий являются развитие личности обучаемого, подготовка к самостоятельной продуктивной деятельности в условиях информационного общества и мотивация учебно-воспитательного процесса через:

- развитие основ конструктивного, алгоритмического мышления, благодаря особенностям общения с компьютером,

- развитие основ творческого мышления за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности,

- формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации;

- повышение качества и эффективности процесса обучения за счет реализации возможностей информационных технологий,

- выявление и использование стимулов активизации познавательной деятельности.

Можно выделить несколько основных направлений, где оправдано использование компьютера:

- наглядное представление объектов и явлений;

- использование анимации, моделирования;

- использование виртуальных экскурсий.

Формами применения информационных технологий являются:

1. Использование готовых электронных продуктов - позволяет повысить качество обучения , зримо воплотить в жизнь принцип наглядности.  

2. Использование мультимедийных презентаций - позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в долговременную память учащихся.

3. Использование ресурсов сети Интернет – позволяет находить и систематизировать  учебно-значимую информацию.

Работа с компьютерными технологиям не только сохраняет структуру общеобразовательного цикла, полностью соответствует требованиям обязательного минимума содержания образования, но и:

·        способствует повышению познавательного интереса к предмету и повышению качества образования по предмету;

·        содействует росту успеваемости учащихся по предмету;

·        позволяет учащимся проявить себя в новой роли;

·        формирует навыки самостоятельной продуктивной деятельности;

·        способствует созданию ситуации успеха для каждого ученика.

 

Здоровьесберегающие образовательные технологии – системно организованная совокупность программ, приемов, методов организации образовательного процесса, не наносящего ущерба здоровью его участников; 
технологическая основа здоровьесберегающей педагогики.

Соблюдение охранительного режима при обучении детей с интеллектуальной недостаточностью способствует сохранению здоровья учащихся. Заключается охранительный режим, прежде всего, в дозированности объема учебного материала. На каждом уроке необходима смена видов деятельности, проведение физминуток разной направленности, применение здоровьесберегающих технологий и т.п.

На уроке должен строго соблюдаться охранительный режим:

проведение физминуток (начальная школа – 2 физминутки, старшая школа – 1 физминутка);

соответствие дидактического материала по размеру и цвету;

соответствие учебной нагрузки возрасту ребенка;

соблюдение санитарно-гигиенических требований.

Специальные требования к уроку в школе VIII вида:

·        Замедленность темпа обучения, что соответствует замедленности протекания психических процессов;

·        Упрощение структуры ЗУН в соответствии с психофизическими возможностями ученика;

·        Осуществление повторности при обучении на всех этапах и звеньях урока;

·        Максимальная опора на чувственный опыт ребенка, что обусловлено конкретностью мышления ребенка;

·        Максимальная опора на практическую деятельность и опыт ученика;

·        Опора на более развитые способности ребенка;

Осуществление дифференцированного руководства учебной деятельностью ребенка, предусматривающего проектирование, направление и регулирование, а вместе с тем и исправление действий учащихся членением целостной деятельности на отдельные части, операции и др.

Главными целями, результатами и критериями эффективности дифференциации и индивидуализации обучения являются:

1) повышение эффективности образования, создание наиболее выгодной и целесообразной системы, обеспечивающей каждому максимальное развитие своих возможностей, способностей;

2) создание условий для обучения и воспитания, адекватных индивидуальным особенностям и оптимальных для разностороннего общего развития — умственного, физического, нравственного, эстетического, трудового;

3) формирование и развитие индивидуальности, самостоятельности и творческого потенциала личности, максимальное развитие;

4) защита детей, нуждающихся в социально-педагогической помощи, адаптация и включение в полноценный учебный процесс детей с аномалиями развития и асоциальным поведением.

Постоянно контролировать и направлять  учебную деятельность на уроке приходится из-за невозможности умственно отсталыми детьми постоянно мобилизовывать свои усилия на решение познавательных задач. Поэтому приходится использовать приемы расчленения познавательности на мелкие доли, а всю учебную деятельность - на мелкие порции. Это находит свое отражение в структуре урока. Урок состоит из звеньев. Каждое звено содержит передачу и прием информации, проверку ее усвоения и коррекцию. В роли средств информации выступает слово, наглядность, практические действия. Звенья урока также разделяю на словесные, наглядные и практические. Из сочетания и временного расположение этих звеньев составляю структуру урока.

Любой урок в школе представляет собой довольно сложную деятельность. Каждое звено урока предъявляет свои специфические требования. Деятельность умственно отсталых учащихся на уроке очень изменчива, мотивация и работоспособность их не всегда соответствует конкретным условиям обучения и в связи с этим возрастает роль соответствия способов организации урока умственно отсталого ученика.

Важное коррекционное значение этого процесса состоит в выявлении и учете нереализованных познавательных возможностей учащихся. Из-за неравномерной деятельности учащихся на уроке огромное значение для учителя имеет знание фаз работоспособности ученика. У умственно отсталого ученика слишком растянута фаза пониженной работоспособности, а фаза повышенной сильно сокращена. Фаза вторичного снижения работоспособности наступает преждевременно.

В практике работы чаще всего использую комбинированный урок, совмещающий в себе виды работ и задач нескольких типов уроков. Этот урок характеризуется малыми порциями новых знаний, наличием времени для решения дидактических задач, закрепления, повторения, уточнения знаний, разнообразия приемов учебного процесса.

Достичь определенного результата в обучении ребенка, в коррекции его недостатков можно только при осуществлении комплексного подхода в работе. Слаженное взаимодействие таких специалистов, как учитель, логопед, психолог, обязательно даст положительный эффект. Очень важно, чтобы каждый из вышеперечисленных специалистов понимал важность совместной работы, это обсуждается при личных беседах, на методических объединениях, педсоветах и т.п.

Категория: Мои статьи | Добавил: учитель (13.03.2013)
Просмотров: 415 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz