Образование, полученное в начальной школе, служит
базой, для последующего освоения знаний. Основная задача государственного
стандарта нового поколения состоит в том, чтобы обеспечить ребенка
качественным образованием на первой ступени обучения.
Современная коррекционная школа не только учит детей,
но и создает пространство для их полноценного взросления, является средой
становления успешных, счастливых и здоровых людей.
В современной
начальной школе ребенка недостаточно обучить только
чтению, счету и письму. Его необходимо обеспечить новыми и умениями.
Это универсальные учебные действия, составляющие основу
умения учиться, а также сформированная самоорганизация, саморазвитие ,дальнейшая
социальная адаптация.
Учебная
программа «Живой мир» формирует у учащихся понятия об элементарной живой и
неживой природы, сообщая признаки и свойства природных объектов и явлений,
раскрывая их простейшие взаимосвязи и взаимозависимости, постепенно подводя к
убеждению о единстве природы и ее непрерывном изменении.
Важно
отметить большую роль уроков живого мира в младших классах специальной
коррекционной школы 8 вида, так как они способствуют, в первую очередь,
коррекции нарушенного развития умственно отсталых детей. Воспитывают интерес
школьников, развивают эстетические чувства и формируют элементарные представления об окружающем мире, что важно
для последующего обучения таких детей.
Формирование
основных понятий предусматривает организацию систематических и целенаправленных
наблюдений детьми на уроке и самостоятельных наблюдений в природе. Путем
сравнения и сопоставления результатов наблюдений учащиеся устанавливают
причинные связи между явлениями в природе. В процессе наблюдений учатся
выявлять существенные признаки и свойства объектов и явлений природы.
Задачи
уроков живого мира это:
-
Формирование
представлений о явлениях природы, сезонных и пространственных изменениях в
природе;
-
Формирование
экологических представлений, ценностных основ отношения к окружающему миру;
-
Развитие
познавательных и психических процессов, развитие эмоциональной сферы,
личностной сферы, адекватной самооценки;
-
Формирование
позитивной мотивации к учению.
На уроках живого мира необходимо создать
такие условия, которые позволят повысить у детей интерес к учебному
предмету, научить осознавать, что осталось непонятным. И тогда ученик
начнет получать радость от процесса самостоятельного познания и от
результата своего учебного труда.
В решении этих проблем ведущая роль
отводится учителю. Считаю, что необходимо пересматривать свою работу,
освоить новые методы обучения современного младшего школьника с ограниченными
возможностями здоровья, по-новому взглянуть на само построение урока, форму его
проведения.
Задача учителя – постараться построить изучение учебного материала так, чтобы большая часть его была
освоена школьниками. «Ничему тому, что важно знать, научить
нельзя, — все, что может сделать учитель, это указать дорожки», считал
английский писатель Р. Олдингтон.
Решению этой задачи в
достаточной мере помогает использование в учебном процессе
инновационно-педагогических технологий.
Строя свою работу я учитываю врождённые черты
каждого из учащихся в классе, их возрастные, индивидуальные особенности, стараюсь
укреплять их физическое и психическое здоровье.
На своих уроках живого мира применяю такие инновационные
процессы как:
·
информационные технологии
·
здоровьесберегающие технологии
·
Дифференцированное обучение
Основными целями использования информационных
технологий являются развитие личности обучаемого, подготовка к самостоятельной
продуктивной деятельности в условиях информационного общества
Можно выделить несколько основных направлений, где
оправдано использование компьютера:
- наглядное представление объектов и явлений;
- использование анимации, моделирования;
- использование виртуальных экскурсий.
Компьютерная презентация позволяет наиболее полно и интересно
проиллюстрировать содержание излагаемого материала, дает возможность
самостоятельно скомпоновать учебный материал исходя из особенностей класса,
темы, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного
эффекта.
Проведение уроков в форме презентаций увеличивает
объем информации для усвоения. Компьютер дает прекрасную возможность для
анимации, которая удерживает внимание. Презентация с использованием анимации
помогает не только составить яркий, эмоциональный и в то же время научный
образ, но и активизирует познавательную деятельность учащихся и помогает в
работе над формированием понятия и его запоминанием. При закреплении ребята
работают более активно, у них много впечатлений ,т.к. все смогли не только услышать
материал урока, но и увидеть его. Презентация может идти на протяжении всего
урока, так называемым "пунктиром», а может занимать только его часть. На
уроках с помощью слайдов, созданных в программе PowerPoint, может
осуществляться демонстрация материала, разминки
и самопроверка и т.д.
Мне кажется, что список возможностей программы Power Point для
повышения эффективности уроков еще далеко не полон, и хочется надеяться, что
возможности программы PowerPoint поможет повысить эффективность уроков.
Использование ИКТ на уроке помогает расширить
кругозор учащихся, побудить детей самостоятельно добывать информацию,
сформировать интерес к предмету, повысить успеваемость и качество учебного
процесса, делая обучение ярким, запоминающимся, интересным.
как правило, урок, проведенный с применением технологии, оправдывает
себя, так как позволяет максимально включить учащихся в процесс урока,
мотивирует их на самостоятельную работу и, что, наверное, самое главное,
позволяет достигнуть качественного усвоения учебного материала. Что, в свою
очередь, приведет каждого учителя к реализации главной цели – повышения
качества образования ученика, и соответственно, будет способствовать
реализации задач стандартов нового поколения.
Здоровьесберегающие образовательные технологии – системно
организованная совокупность программ, приемов, методов организации образовательного
процесса, не наносящего ущерба здоровью его участников;
технологическая основа здоровьесберегающей педагогики.
Соблюдение охранительного режима при обучении детей
с интеллектуальной недостаточностью способствует сохранению здоровья учащихся.
В соответствии с гигиеническими требованиями по
использованию персональных компьютеров в начальной школе для занятий детей
допустимо использовать лишь такую компьютерную технику, которая имеет
санитарно-эпидемиологическое заключение о ее безопасности для здоровья детей.
Для понижения зрительного и общего утомления на уроках соблюдаю следующие
рекомендации:
оптимальная продолжительность непрерывного занятия за компьютером для
учащихся I-IV классов должна быть не более 15 мин;
с целью уменьшения зрительного утомления детей после работы на
персональных компьютерах провожу комплекс упражнений для глаз, которые
выполняются сидя или стоя, отвернувшись от экрана, при ритмичном дыхании, с
максимальной амплитудой движений глаз.
Для большей привлекательности упражнения можно
проводить в игровой форме. Проведение гимнастики для глаз не исключает
проведение физкультминутки. Регулярное проведение упражнений для глаз и
физкультминуток эффективно снижает зрительное и статическое напряжение.
Также охранительный режим, заключается прежде
всего, в дозированности объема учебного материала. На каждом уроке необходима
смена видов деятельности, проведение физминуток разной направленности,
применение здоровьесберегающих технологий и т.п.
На уроке должен строго соблюдаться охранительный режим:
проведение физминуток (начальная школа – 2 физминутки);
соответствие дидактического материала по размеру и цвету;
соответствие учебной нагрузки возрасту ребенка;
соблюдение санитарно-гигиенических требований.
Осуществление дифференцированного руководства
учебной деятельностью ребенка, предусматривающего проектирование, направление и
регулирование, а вместе с тем и исправление действий учащихся членением
целостной деятельности на отдельные части, операции и др.
Главными целями, результатами и критериями
эффективности дифференциации и индивидуализации обучения являются:
1) повышение эффективности образования, создание наиболее выгодной и
целесообразной системы, обеспечивающей каждому максимальное развитие своих возможностей,
способностей;
2) создание условий для обучения и воспитания, адекватных
индивидуальным особенностям и оптимальных для разностороннего общего развития —
умственного, физического, нравственного, эстетического, трудового;
3) формирование и развитие индивидуальности, самостоятельности и
творческого потенциала личности, максимальное развитие;
4) защита детей, нуждающихся в социально-педагогической помощи,
адаптация и включение в полноценный учебный процесс детей с аномалиями развития
и асоциальным поведением.
Постоянно
контролировать и направлять учебную
деятельность на уроке приходится из-за невозможности умственно отсталыми детьми
постоянно мобилизовывать свои усилия на решение познавательных задач. Деятельность
умственно отсталых учащихся на уроке очень изменчива, мотивация и
работоспособность их не всегда соответствует конкретным условиям обучения и в
связи с этим возрастает роль соответствия способов организации урока умственно
отсталого ученика.
Важное коррекционное значение состоит в выявлении и
учете нереализованных познавательных возможностей учащихся. Из-за неравномерной
деятельности учащихся на уроке огромное значение имеет знание фаз
работоспособности ученика. У умственно отсталого ученика слишком растянута фаза
пониженной работоспособности, а фаза повышенной сильно сокращена. Фаза
вторичного снижения работоспособности наступает преждевременно. В связи с этим
урок характеризуется малыми порциями новых знаний, наличием времени для решения
дидактических задач, закрепления, повторения, уточнения знаний, разнообразия
приемов учебного процесса.
Достичь определенного результата в обучении ребенка, в коррекции его
недостатков можно только при осуществлении комплексного подхода в работе. |